Суд биев

Версия для печатиВерсия для печати

Состав областного Совета биев

Төлеғұл Ғосман Төлеғұлұлы – председатель совета ветеранов Акмолинской   области (по  согласованию)

Алиев Шияп Шарапович – председатель совета ветеранов города Кокшетау (по  согласованию)

Ергалиев Жабал Ергалиевич – директор товарищества с ограниченной ответственностью «Ақмола-Тіршілік»

Яндиев Герихан Ибрагимович – председатель Акмолинского областного чечено-ингушского этнокультурного общества «Вайнах»  (по  согласованию)

Султанов Бахыт Кизакович – председатель Палаты юридических консультантов (по  согласованию)   

 

Облик современной казахстанской судебно-правовой системы формировался в плоскости новой истории, она во многом заимствована, стандартизирована, интегрирована в мировую правовую систему. Но было время в истории нашего народа, когда на огромном пространстве средневековой государственности казахов сформировалось и просуществовало не одно столетие уникальное по своей сути и предназначению древнее казахское право, которое достойно того, чтобы и сегодня служить высоким стандартом правосудия, обогатить, одухотворить процесс становления судебной системы республики.

В Алматы состоялось знаменательное в своей беспрецедентности событие — международная научная конференция «Казахский суд биев — уникальная судебная система», посвященная этому правовому институту древней степи.

Конференция стала весьма значимым событием в научной и правовой жизни страны. Форум объединил около двухсот пятидесяти известных отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции, истории, филологии, философии из России, Китая, Индии, Японии, Великобритании и многих других стран — исследователей становления и развития правовых систем. Верховный суд РК поддержал стремление ряда казахстанских ученых вывести исследование уникального суда биев из узких стен учебных заведений и начать масштабный диалог с мировой общественностью, признавая общекультурную ценность правовой системы кочевой цивилизации.

Богатейшей и очень интересной была тематика предложенных к обсуждению вопросов, касающихся роли казахского суда биев в контексте мирового цивилизационного процесса, его экономических, социальных, институциональных аспектов, современной национальной значимости понимания этноантропологических источников казахского права, ораторского искусства и красноречия биев, целых пластов, связанных с письменными восточными памятниками по истории судебной системы, с регулированием отдельных видов споров, согласительных процедур, даже гендерного анализа.

Обращение к национальным истокам, сознанию и исторической памяти народа, общепризнанным моральным и человеческим ценностям вовсе не случайно. Сегодня, когда Казахстан становится равноправным партнером мирового сообщества, вопросы адекватной реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии приобрели особую значимость. Это диктует свои требования не только к содержанию правовых предписаний, но и к уровню правовой культуры общества в целом и каждого гражданина.

И в этом контексте, безусловно, значение института суда биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества трудно переоценить. Великие казахские бии оставили нам богатое духовное наследие, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Чего, например, стоит одно только высказывание известного русского исследователя ХIХ века В. Григорьева, который писал: «...у них (казахов. — Авт.) возникли такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы». Немало лестных отзывов о казахском суде биев и биях мы найдем в работах и других русских обозревателей Степного края. И эти утверждения имеют место быть, поскольку сформировавшееся в недрах кочевого общества казахское правосудие в силу своей уникальности снискало всеобщее признание и заслуженно получило звание «Золотого века правосудия». В памяти народа Золотой век связан именно с периодом расцвета правосудия биев и торжества законности, пришедших на время царствования Тауке-хана. Суд биев стал важнейшим институтом государства, его опорой, играя консолидирующую роль в жизни казахского общества. И это стало мощным фактором сохранения государства, обеспечения единства казахских кочевников. В это же время увидели свет знаменитые правовые уложения «Жетi Жаргы».

Суд биев, как суд высокой морали, строился и основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность судьи, справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений, доступность и публичность суда, владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения, ориентированность суда на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушением ущерба. Одна из ярких особенностей суда биев — в его духовности: духовное содержание рассматриваемых споров всегда превалировало, бии старались придерживаться в первую очередь моральных установок, сложившихся в обществе.

Лучше всего правосудие древних казахов, я думаю, можно охарактеризовать определением «народный». Авторитет биев держался на народном признании, по существу, это было и охранной грамотой, и своего рода «лицензией» бия на отправление правосудия. Бии являлись главными носителями норм права казахов, выполняли практически все правовые функции государства: знатоки, интерпретаторы и охранители существовавших законов, реформаторы и законодатели, советники ханов и султанов. Главным принципом их деятельности был принцип справедливости. Интересы народа были для них превыше каких-то узких местных интересов. Знаменитый Айтеке-би говорил: «Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». При таком мощном посыле суд биев обладал совершенным, максимально упрощенным и действенным судопроизводством. Чокан Валиханов приводит занимательный факт, ярко характеризующий эффективность бийского правосудия: русские истцы и ответчики во многих случаях предпочитали русскому следствию суд биев. И таких фактов зарегистрировано сотни.

Разумеется, современные реалии намного отдаляют нас от прошлого, и невозможно механически перенести давние традиции в сегодняшний день, хотя иногда слышатся и такие предложения, особенно когда речь идет о третейских, мировых судах или институте досудебного примирения. Но, несомненно, мы многое можем и должны почерпнуть из богатейшего наследия суда биев. Самое главное и ценное — исторические уроки призваны помочь нам возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров, в судопроизводстве. Вовлечение в орбиту судебного правоприменения таких инструментов, как правовые обычаи и принципы, этических категорий предполагает соответствующий уровень образования и мышления судьи, его высокую моральную и гражданскую ответственность.

Именно поэтому сейчас перед нами стоит задача возбудить интерес к изучению богатого наследия, наследия уникального, имеющего общемировую ценность. Прошедшая конференция — первый и очень важный шаг на этом пути. Группа отечественных ученых-правоведов проделала поистине колоссальную работу по восстановлению огромного пласта истории, касающегося древнего права казахов. Их многолетнее исследование, вылившееся в многотомник «Мир древнего права казахов», трудно переоценить. Ведь наследие казахского суда биев — это не только историческая память нашего народа, но и ценностный материал, выходящий за национальные рамки, имеющий всеобщую значимость. Я уверен, что этот труд ляжет в основу многих учебников, вернет нас к истокам казахского права. Уже сейчас среди широких кругов заинтересованной общественности есть мнение, что в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как, скажем, римское право для западной культуры и современного права. И с этим, я думаю, трудно не согласиться. Как, к примеру, рассказал на конференции профессор Российской академии наук Г. Югай. Возглавляемый им центр научных исследований РАЕН вот уже более десяти лет занимается изучением развития евразийской цивилизации. Очередной том результатов исследований, который готовится к выпуску, будет посвящен казахскому суду биев.

Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. Гласность как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и обычно-правовых норм, наконец, прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов, — вот, наверное, те безусловные гарантии, которые обеспечивал суд биев, которому безоговорочно верили. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. А приходили они только к тем, чьему мнению доверяли. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.

Мы гордимся тем, что живем на земле с богатым прошлым, давшей миру совершенно уникальное наследие. В этом смысле реализовать ключевую идею конференции — всестороннее обсуждение значимости роли и статуса биев, оценка казахского суда биев как имеющего цивилизационное значение и общекультурную ценность, дать импульс новым познаниям и открыть просторы для новых исследований, я думаю, форуму удалось.

Кайрат Мами,

Доктор юридических наук

 

Утверждено

постановлением акимата

Акмолинской области

от 5 апреля 2019 года

№ А-4/150

 

Положение о Совете биев

 

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о Совете биев (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации», Плана нации - 100 конкретных шагов, программы «Рухани жаңғыру».

1.2. Совет биев (далее – Совет) является консультативно-совещательным органом, создаваемым в целях реализации поручения Главы государства по развитию способов внесудебного урегулирования споров, сохранения стабильности в обществе, модернизации общественного сознания путем возрождения навыков предков по мирному разрешению споров как одного из видов примирительных процедур.

 

 

  1. Основные задачи, полномочия, форма, сфера деятельности Совета

 

2.1. Основными задачами Совета являются:

содействие в реализации прав граждан по урегулированию споров внесудебными способами;

оказание помощи представительным, исполнительным, судебным и  правоохранительным органам в работе по профилактике правонарушений, модернизации общественного сознания на мирное урегулирование споров (конфликтов), сохранению национального кода и повышению правовой культуры, обеспечению стабильности в обществе.

2.2. Полномочиями Совета являются:

внесение в государственные органы предложений по вопросам развития примирительных процедур, снижения конфликтности в обществе, изменения парадигмы сознания на мирное разрешение споров, профилактики правонарушений;

разрешение споров (конфликтов) примирительными процедурами;

запрашивание и получение от государственных органов информации, материалов, необходимых для реализации задач Совета;

изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам внесудебного урегулирования споров и конфликтов, профилактики правонарушений.

2.3 Сфера деятельности Совета:

при содействии биев/бия могут быть разрешены споры (конфликты), возникающие из гражданских, административных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, по которым законодательством допускается примирение, а также по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, уголовным проступкам, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и в ходе  исполнительного производства.

Примирительные процедуры не применяются к спорам (конфликтам), возникающим из отношений, указанных в абзаце 1 пункта 2.3 настоящего Положения, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в примирительной процедуре, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.

Примирительные процедуры не применяются к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган.

Процедура примирения не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.

2.4. Формами деятельности Совета являются:

прием граждан по вопросам урегулирования споров и конфликтов;

обсуждение с акимом, депутатами и другими должностными лицами вопросов местного значения по обращениям граждан;

информационно-разъяснительная работа о примирительных процедурах;

пропаганда национальных традиций и обычаев, семейных ценностей;

другие формы деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

  1. Порядок создания Совета

 

3.1. Совет создается на основании постановления акимата области, района, города областного значения, распоряжения акима сельского округа, поселка, села.

3.2. Персональный состав Совета определяется акимом из числа авторитетных жителей.

Персональный состав областного, районного (города областного значения) Совета утверждается соответствующим маслихатом.

3.3. Численный состав Совета нечетный, не менее трех.

Персональный состав Совета обновляется каждые пять лет по предложению акима.

 

 

 

  1. Требования, предъявляемые к членам Совета

 

4.1. Членом Совета – бием может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцати лет, проживающий в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, пользующийся уважением, заслуживший авторитет среди населения своей мудростью, жизненным опытом, знающий в совершенстве традиции, нормы поведения, обладающий навыками справедливо и беспристрастно разрешать споры и конфликты внесудебными способами.  

4.2. Регулировать спор (конфликт) с составлением письменного соглашения в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан                       «О медиации» может би, достигший сорокалетнего возраста и состоящий в реестре непрофессиональных медиаторов.

4.3. Членом Совета может быть профессиональный медиатор.

4.4. В составе совета не может быть лицо:

уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему;

состоящий на учете в организациях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании;

признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

в отношении которого осуществляется уголовное преследование;

имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;

в установленном законом порядке признанный судом виновным в совершении коррупционного преступления и (или) коррупционного правонарушения.

 

5. Председатель Совета

 

5.1. Председатель Совета – Төбе би, избирается на общественных началах членами Совета из числа кандидатур, представленных акимом из состава Совета на срок не менее трех лет, может быть переизбран решением Совета.

Председатель Совета:

организовывает работу и обеспечивает своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на Совет;

готовит и ведет заседания Совета, подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы, кроме соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, составленного без его участия;

доводит до сведения населения, проживающего на территории Совета, решения Совета и организует контроль за их выполнением;

представляет интересы Совета в органах государственной власти, организациях и учреждениях, рассматривающих вопросы территориального значения на территории Совета;

решает иные вопросы по поручению Совета.

 

6. Организация деятельности Совета

 

6.1. Первое заседание Совета открывает аким или уполномоченное им лицо.

На первом заседании Совета открытым голосованием избираются председатель и секретарь Совета.

Секретарь обеспечивает разработку плана работы, организовывает подготовку материалов к заседанию, оповещает членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня заседания, оформляет протокол заседания и ведет делопроизводство.

6.2. Заседания Совета считаются правомочными при участии в них не менее двух третей от общего числа их состава.

6.3. Заседания Совета являются открытыми.

Решения Совета принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов присутствующих членов Совета. При равенстве голосов, голос председателя является решающим.

6.4. Решения Совета носят рекомендательный характер.

6.5. На заседании Совета может присутствовать аким или уполномоченное им лицо.

6.6. Решение Совета оформляется в виде протокола и направляется в аппарат Акима и соответствующие учреждения и организации.

6.7. Совет на основе задач самостоятельно разрабатывает и утверждает план работы на полугодие либо год.  

6.8. Совет не реже 1 раза в год представляет отчет перед населением на отчетном совещании акима.

6.9. Информация о составе, деятельности Совета публикуются на сайте акимата и в средствах массовой информации.

 

 

7. Порядок рассмотрения обращений граждан и

юридических лиц

 

7.1. Обращения могут рассматриваться по письменному волеизъявлению сторон коллегиально Советом биев (в составе не менее 3-х биев) либо единолично бием.

Урегулирование споров (конфликтов) осуществляется по заявлению сторон Советом биев (бием) в устном либо в письменном виде.

Устное урегулирование споров (конфликтов) может быть осуществлено путем беседы, разъяснений, консультаций, содействия примирению и другими, не противоречащими законодательству способами. 

При разрешении споров (конфликтов) в письменном виде оформляется соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, отвечающее требованиям Закона Республики Казахстан «О медиации» (далее – Соглашение).

7.2. При рассмотрении обращений могут применяться средства видеоконференцсвязи по письменному согласию сторон.