Cудья Акмолинского областного суда в отставке, председатель Совета ветеранов Акмолинского областного суда М.Гибадилов «О возрастном цензе кандидата в судьи»// 24 августа 2015 года

Версия для печатиВерсия для печати

Первая Конституция Независимого Казахстана принятая 28 января 1993 года, сыграла свою положительную роль в начале переходного периода и становления демократической государственности. В то же время она явно не справлялась с ролью «закона всех законов». Повлияло то, что она была принята в период эйфории демократии, а в нормативном плане оказалась в немалой степени «рыхлой». Поэтому, большая группа ученых в составе академиков С.Зиманова. Г.Сапаргалиева, С.Сартаева и многих других корифеев юридической науки, при участии самого Президента Н.А.Назарбаева провели титаническую работу по выработке проекта новой Конституции. Результатом этого колоссального труда явилось принятие 30 августа 1995 года на референдуме ныне действующего Основного Закона страны, состящего из 9 (девяти) разделов и 98 (девяноста восьми) статей. Все нормы Конституции гармонично взаимоувязаны между собой и одинаково важны в продвижении страны к числу 30-ти развитых держав планеты.

 

Мы свидетели того, что к своему 20-летию Конституция доказала свою жизненность, благодаря чему наше государство успешно осуществляет свои стратегические планы, обозначаемые в ежегодных Посланиях Президента. Но, Конституция не застывшая догма, а такой же живой организм, как и само Государство. Она разивается адекватно насущным задачам всего общества. Подтверждением тому являются широкомасштабные меры по выполнению «Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева». Президент всегда придает первостепенное значение развитию правовых основ государства, особенно, судебной системы. Поэтому, не случайно, что вторым пунктом реформ Президента является «Обеспечениие верховенства закона». В осуществление данного пункта реформ, в плане «100 конкретных шагов...», предусмотрены более 15 шагов, направленных на дальнейшее совершенствование судебной системы. В осуществление этих шагов, в настоящее время готовятся проекты законов направленных на  существенные реформы судебной власти. Сегодня остановимся на одной новелле, которую предполагается внести в ныне действующий Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Это возрастной ценз кандидата в судьи.
 

Общеизвестно, что сейчас судьей может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший 25 лет. Этот ценз был установлен более 70 лет назад, при абсолютно иных общественно-политических условиях. Жизнь доказала, что сегодня, этого возраста для судьи явно недостаточно. Мы живем в другом государстве. Соответственно, изменились отношения между гражданином и государством, изменились законы, регулирующие права и обязанности участников общественных отношений. Все это требует от судьи иных личностных качеств, требует намного большего жизненного и профессионального опыта, чем много десятилетий тому назад. Поэтому, нынешние кандидаты в судьи не успевают устоятся личностно и профессионально к выполнению обязанностей особой категории государ- ственного служащего. В связи с этими обстоятельствами, еще на 5-ом съезде судей Республики Казахстан наш Президент высказал предложение о необходимости увеличения возраста кандидата в судьи до 30 лет. Надо сказать о том, что большинство населения страны, не говоря о работниках судебной системы, поддерживают такое изменение возрастного ценза в Законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».