Председатель Специализированного административного суда города Кокшетау Н.У. Рахимберлин «Внедрение аудиовидеофиксации судебных процессов»// 28 августа 2015 года

Версия для печатиВерсия для печати

В целях реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в его послании народу Казахстана, а также предусмотренных Концепцией правовой политики Республики Казахстан, среди которых эффективное решение проблем правосудия: упрощение судопроизводства, обеспечение его объективности, стабильности и своевременного исполнения судебных актов, необходимо дальнейшее совершенствование системы правосудия 

Верховным судом Республики Казахстан разработана программа, направленная на формирование позитивного общественного мнения о работе судов, дальнейшее повышение их открытости и доступности для граждан и средств массовой информации, что предполагает создание механизма постоянного наблюдения и изучения общественного мнения о работе судов.

В связи с этим, широкое применение получила инновационная технология аудио- и виофиксации судебных процессов,что стало одной из актуальных задач, которая поставлена Главой государства в Плане нации «100 шагов» и является одним из приоритетных направлений совершенствования казахстанского судопроизводства.

  Целью оснащенности залов судебных заседаний системами аудиовидеофиксации во всех регионах страны, а также ведения аудиовидеозаписей судебных процессов является повышение общественного контроля гражданского общества за законностью отправления правосудия, беспристрастностью судей. Это в свою очередь позволяет повысить степень доверия общества к национальной судебной системе.

Помимо этого, введение аудиовидеозаписи судебного заседания позволяет сэкономить время на составление протокола заседания, время для снятия с него копий в целях ознакомления с ним участников процесса, а также снижает риск уничтожения бумажного документа. Кроме этого, аудиовидеофиксация позволяет  устранить многочисленные замечания, связанные с документированием судебного заседания. Вместе с тем, аудио-, видеофиксация судебных процессов в реальном времени дисциплинирует всех участников: судью, гособвинителей, адвокатов, а также стороны. А при возникновении спорных моментов, не разрешенных в ходе процесса и вызвавших неудовлетворенность, обе стороны могут обратиться к электронной записи, чтобы убедиться в своей правоте или неправоте. К тому же, система АВФ служит своего рода страховкой для судей и других лиц, осуществляющих свои служебные полномочия на процессе, в случае преднамеренного оговора или похожих ситуаций. Стоит отметить, что видеозапись, в отличие от традиционного протоколирования на бумаге, фиксирует не только слова, но и интонацию, а также реакцию всех участников судебного процесса, что позволяет более объективно, беспристрастно оценивать позиции всех участников процесса, избегая интерпретации и субъективных факторов. Таким образом, введение в судопроизводство аудиовидеофиксации позволяет сделать судебный процесс более транспарентным. Оснащение судов аудиовидеофиксацией и интернет-технологиями даёт возможность,  участникам судопроизводства оперативно обращаться в суд, получать информацию о продвижении дела, знакомиться с материалами и выступлениями участников судебного процесса, а также с вынесенными решениями суда. Данная услуга позволяет гражданину просматривать электронные судебные документы. Также успешно функционирует сервис «Список слушаний дел», который предназначен для просмотра номера дела, сторон по делу, номера зала суда, время и дату судебного заседания через интернет на официальном сайте судебных органов.И, наконец, фиксация судебного процесса минимизирует непроцессуальные контакты, а это одна из мер антикоррупционной политики судебной системы. Одним словом, внедрение АВФ упрощает процесс отправления правосудия, позволит оптимизировать и автоматизировать судопроизводство и экономить бюджетные средства. Исключает территориальные и организационные барьеры в отправлении правосудия, соответственно, повышает и международный рейтинг республики.

   Следует отметить, что и раньше суды были оснащены разнообразными системами аудио- и видеофиксации (АВФ), однако они обладали ограниченными возможностями из-за того, что не было централизованной базы данных. Данном этапе дистанционное отправления правосудия центализованно.

Важно сказать и то, что Верховным судом принимаются организационно-технические меры, исключающие приостановку записи и редактирование материалов аудио-, видеофиксации судьей. Кроме того, материалы записи АВФ подтверждаются электронно-цифровой подписью судьи, рассматривающего дело. Все эти меры позволят обеспечить неизменность и сохранность данных. Немаловажно и то, что для обеспечения информацион­ной безопасности системы будет проводиться ее аттестация на соответствие требованиям и стандартам информационной безопасности, действующим на территории нашей страны. Для надлежащего функционирования системы АВФ предлагается внести изменения в законодательство, касающиеся запрета на использование мобильных устройств при аудио-, видеофиксации судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Дальнейшая автоматизация и информатизация деятельности судов, в основе которых лежит комплекс, включающий использование передовых технологий, изучение международного опыта, сможет не только повысить эффективность проводимой правовой политики, но и способствовать повышению конкурентоспособности Казахстана, повышению эффективности и транспарентности деятельности судебных органов и доверия к судебной системе со стороны общества в целом.Это – проблема многогранная.

Внедрение АВФ судебных процессов – наглядный результат отвечающего вызовам времени правосудия, основанного на верховенстве закона. Мобильного, прозрачного, доступного.

Достаточно серьезная реформа  правовой и судебной системы проводится, и она дает свои положительные результаты. Однако главная цель этих преобразований – обеспечение защиты прав и свобод простых людей так и не достигнута. Не секрет, что обычные граждане возлагают мало надежд на использование судебных инструментов для защиты своих прав, особенно если они нарушены органами государственной власти или лицами, обладающими должностными полномочиями или богатством. Такое положение должно быть нетерпимо повсеместно. В правовом государстве признается только сила закона и справедливость. Судебную систему следует оградить от воздействия власти и денег, правосудие должно вершиться судьями безупречной репутации, твердой гражданской позиции, руководствующимися только Конституцией и законами. Утверждение справедливой судебной системы не только утвердит демократию, но и даст экономический эффект. Правовая защита собственности и собственника поставит заслон всяким переделам имущества, перераспределению зон влияния  должностных лиц, повысит благоприятный инвестиционный климат в государстве, возродит веру граждан и необходимость развития и расширения собственного бизнеса.

Надеюсь, что реформирование судебной системы в Казахстане будет способствовать укреплению правопорядка в стране, позволит оперативно разрешать судебные дела, в полной мере реализует положение Конституции о праве каждого на судебную защиту своих законных прав и интересов. 

Создание независимой и справедливой судебной системы – общенародная задача, эта цель стоит любых затрат так как плата за нее – вера в законность и государственность – являются оплотом любой системы правления.